История индийского чая

– Всё началось.. с Англии? –

Китайцы пьют чай уже более 2000 лет. Англичане же столкнулись с чаем лишь в конце 16 века. В своем дневнике 25 сентября 1600 года англичанин Самуэль Пэпис упоминает, что “Tcha – отличный и одобренный китайскими врачами напиток”. Впервые чай стал поставляться в Англию в 1635 году по цене £6-£10 за фунт чайного листа (что сегодня составляет примерно £600-£1000). В 1662 году король Чарльз II женился на португальской принцессе Катерине, в приданном которой окзались сундук китайского чая и остров Бомбей.

В 18 столетии голландская фирма “JJ Voute & Sons” поставляла практически весь чай для английской элиты и чайных Лондона. Общий объем ввозимого в то время чая составлял около 8 миллионов фунтов в год. Однако качество того чая было невелико, и очень быстро голландский чай стал ассоциироваться со всеми чаями, которые имеют низкое качество и не рекомендуются к употреблению. В то же время английские компании стали укреплять свои коммерческие связи с Китаем, так как Бомбей превратился в форпост британской индийской торговли, поставив под угрозу все остальные европейские торговые компании, особенно португальские и голландские.

Правда, Англо-Голландская война 18-го века сильно сократила запасы серебра у Англии, которое являлось основным средством торговли с Китаем. Чай все больше и больше начал поставляться из Китая в Англию контрабандой, тем самым ещё сильнее уменьшая объем официальной торговли между странами. В качестве реакции на сложившуюся ситуацию Англия придумала выход: экспортировать в Китай опиум, выращиваемый на территории Индии в Бенгалии, Патне, Бенаресе, на плато Мальва, и обменивать его на чай.

Конечно такая бизнес-схема встречала много сопротивлений как со стороны Китая, так и со стороны английских компаний. Поэтому уже в 18 веке многие культиваторы и предприниматели пытались перевезти чай из Китая в Индию.

В 1788 году Английское Королевское Общество Искусств обсуждало идею посадки саженцев китайского чая на территории Индии.

В 1824 году англичане Роберт Брюс и Манирам Дэван обнаружили дикие чайные саженцы в Ассаме. Позднее чайные саженцы также были обнаружены и на территории Дарджилинга. Согласно докладу, который был сделан в 19 веке в Королевском Обществе, в это время из Китая в Ассам было отправлено множество китайцев, большинство из которых были обычные рабочие или плотники-сапожники. Но в то время думали, что любой китаец знает, как выращивать и обрабатывать чай. По факту, многие из них никогда даже не видели чайного дерева…

– Экспедиция Роберта Фортуна –

После пакта 1833 года Ост-Индийская компания потеряла свою монополию на торговлю чаем с Китаем. В 1834 году был организован Чайный Комитет под руководством генерал-губернатора Индии Уильяма Бентинка. В том же году были наняты Чарльз Гуцлав и Джордж Гордон, которые должны были отправиться в Китай добыть семена и саженцы чайных деревьев, а также собрать полную информацию по разведению и культивации растений. Но их миссия оказалась неудачной…

Десятилетие спустя, в 1843 году, садовод из Шотландии Роберт Фортун отправился в Китай, чтобы научиться выращивать чай. Его путешествие, произошедшее после подписания договора о Нанкине, положившее конец опиумной войне, было спонсировано Королевским садоводческим обществом и имело цель собрать информацию о видах чайных растений в Китае. По возвращению в Англию в 1847 году Роберт Фортун опубликовал “Трехлетние блуждания в северных провинциях Китая”. Вдохновленный его открытиями в поднебесной д-р Джон Форбс Старший нанял Роберта Фортуна от имени Ост-Индийской Компании в качестве “разведчика”. Теперь он должен был “украсть” чайные образцы для Компании. Человек скромных средств, Роберт Фортун с радостью принял чек в размере 500 фунтов стерлингов от Ост-Индской компании. Помимо этого ему были предоставлены коммерческие права на все образцы растений, которые он вывезет контрабандой из Китая, что могло предоставить ему пожизненную возможность для коммерческого разведения новых видов растений в питомниках.

Осенью 1848 году Роберт Фортун прибыл в Китай со своей миссией в сопровождении слуги Вонг, которого в своих воспоминаниях он называет просто “кули”. Есть предположение, что для этого путешествия Роберт побрился и оделся в одежду мандарина. Вначале они направились к фабрике на холмах Уйи Шаня, оттуда отправились из Шанхая через Ханчжоу на чайные плантации Чжэцзяна и Аньхой. В итоге их экспедиция заняла три месяца. В 1849 году после осмотра производства чая в китайском нагорье, Фортун вернулся в Шанхай, откуда связался со своими работодателями в Лондоне. «Мне очень приятно проинформировать вас, – писал он, – что я закупил большой запас семян и молодых растений, которые как я надеюсь, будут благополучно доставлены в Индию».

Он также узнал, что китайцам было дано разрешение экспортировать чай в Европу с добавлением в него ферроцианида железа (прусский синий) и солями гипса, для того, чтобы добиться необходимого цвета зеленого чая. «Это неудивительно, – писал Роберт Фортун, – ведь китайцы считают выходцев из Запада варварами». Таким образом, в течении определенного времени Китай отравлял Европу своими чаями. Также Роберт открыл для европейцев, что черные и зеленые чаи по сути являются одним и тем же видом растения Camellia sinensis, и что отличие было лишь в разном способе его ферментации.

Роберт Фортун вывез около 13 000 образцов растений и 10 000 семян из Китая. Он сумел доставить их в стеклянных бутылках через Гонконг и Калькутту в восточную Индию. С помощью этих новых растений британские плантаторы смогли прочно закрепиться в мировой чайной промышленности. Фирмы из Лондона после этого начали массово торговать чаем в тандеме с сахаром, поступавшим из колоний Карибского залива.

– Расцвет индийского чая –

История “похищения чая” и последующий всплеск викторианской чайной индустрии описано Сарой Роуз в книге “For All the Tea in China” (2009). Помимо чайных саженцев Фортун также вывез образцы ядовитого чая с красителями внутри складок своего плаща. Роза пишет, что эти образцы были показаны на Большой Выставке в 1851 году и «ознаменовали момент, когда чай – национальный напиток Британии, вышел из тени мифов и тайн».

Индийский чай был впервые отправлен в Лондон в декабре 1838 года, где был продан на аукционе в январе 1839 года по цене от 5 до 34 шиллингов на фунт. Цена проданного по самой высокой цене чая была в 34 раза выше цены его производства в Индии.

В 1853 году журнал “Fraser’s Magazine” заявил, что Индия, а не Китай является «естественным домом для разведения чая». К 1888 году экспорт индийского чая в Великобританию превысил 86 миллионов фунтов, в то время как из Китая он составил всего 6 миллионов фунтов. Эрик Раппапорт, автор книги «Жажда империи» (2017) пишет, что в 1890-х годах достоинства индийского чая восхвалялись повсюду в викторианском Лондоне, при этом делался упор на отсталость и лживость Китая. Большой объем контрафактного китайского чая, который был захвачен таможней, был сброшен в Темзу. Повсюду были рекламные объявления по типу следующего: “ИНДИЙСКИЕ ЧАЙ ЧИЩЕ. ИНДИЙСКИЙ ЧАЙ БОЛЕЕ АРОМАТНЫЙ. ИНДИЙСКИЕ ЧАЙ КРЕПЧЕ. ИНДИЙСКИЙ ЧАЙ ДЕШЕВЛЕ. ИНДИЙСКИЙ ЧАЙ БОЛЕЕ ПОЛЕЗНЫЙ И ЛУЧШЕ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ КИТАЙСКОГО ЧАЯ”.

В 1880-х годах индийский чай завоевал широкую известность в Лондоне, Ирландии, Шотландии, а также многих других частях Европы и США. Индийский чайный магазин появился на Оксфорд-стрит в 1881 году, и за этим последовало открытие множества аналогичных мест. Чай, выращенный в Индии или на Цейлоне, продавался в подарочных коробках, сделанных из экзотических сортов дерева.

В 1878 году открывается железная дорога в Дарджилинг, способствующая росту производства и реализации чая. К 1901 году Индия превратилась в крупнейший рынок чая, а в 1903 году был принят законопроект, регулирующий экспорт чая, в дальнейшем использовавшийся как инструмент популяризации чая как в Индии, так и во всем мире.

Именно после Первой мировой войны индийские и евразийские продавцы, с переносными печками и железными чайниками, стали продавать чай на железнодорожных станциях Бенгалии, Пенджаба и приграничных провинций.

Чайная ассоциация гордилась тем, что «чашку качественного чая скорей можно получить в чайных лотках на платформе, чем в ресторанах первого класса поезда». Большие щиты с рекламой чая были развешены повсюду на железнодорожных платформах, призывая людей покупать всё больше этого напитка. На маленьких городских вокзалах и в первоклассных купе – везде был чай и всё, что с ним связано: глиняные горшки, металлические чайники и маленькие стеклянные стаканы. Все эти элементы стали узнаваемыми символами Индийской железной дороги.

– Тот самый вкус –

Чай также изменил свой вкус по сравнению с китайским аналогом, поскольку местные продавцы начали добавлять в напиток большое количество молока и сахара. К 1930-м годам Индия стала не только основной фабрикой британского чая, но и крупным его потребителем. К 21 столетию Индия потребляла более 70% своего урожая.

Как пишет историк Лиззи Коллингхэм: «Призыв купить чай по-прежнему остается первым, что пассажир слышит при пробуждении в поезде в северной Индии. Он видит человека, который идет по вагонам с металлическим чайником, качающемся в одной руке, и с очками в другой, который взывает ко всем « chai-chai-chai».

«Когда шумный разносчик чая протягивает чашку чая с другой стороны окна, мы сразу же убеждаемся в том, что мы являемся расой, которая пьет чай с эпохи Махабхараты. Мы блаженно забываем, насколько мы обязаны этим счастьем нескольким случайным находкам в долинах Ассам и Дарджилинг, а так е подлому шотландскому мандарину, который отправился в горы к северу от провинций Фуцзянь и Цзянси в Китае в поисках чая 170 лет назад”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *